- Автор темы
- #1

Что такое work-life blend и чем он отличается от work-life balance
До появления work-life blend наиболее продвинутой считалась концепция work-life balance. Она предполагала чёткое разделение: все рабочие дела нужно было оставлять на работе, при этом время для их выполнения было ограничено восьмичасовым рабочим днём.Work-life balance появился в восьмидесятых благодаря женскому движению. Тогда всё больше женщин стали менять жизнь домохозяйки на карьеру — но вторая смена, увы, никуда не делась, поэтому женщины старались хоть как-то найти время на отдых. В итоге стиль жизни с железным разделением между карьерой и всем остальным стал популярен у всех. И пока задачи были привязаны к конкретному месту вне дома, это работало.
С распространением смартфонов и ноутбуков всё изменилось. Во многих профессиях график работы с девяти до шести перестал быть единственным вариантом. А после 2020 года популярность удалёнки и гибрида выросла ещё сильнее — по данным ВЦИОМ, в два и полтора раза соответственно по сравнению с доковидными временами. Работа стала доступна везде и в любое время — с утра у врача или воскресным вечером на кухне. И 100% понимания, если вы хоть раз работали на парах — мы с вами.
Ещё в 2013 году смешение работы и личной жизни назвали work-life merge — то есть слияние работы и личной жизни. Позже термин трансформировался в work-life blend — стиль жизни, в котором работа и личная жизнь не сливаются полностью, но и не разделяются, гармонично переплетаясь между собой. Например, можно уйти на пилатес в середине рабочего дня, а потом вернуться писать отчёт.
Чем ещё work-life blend отличается от work-life balance:
- График работы. Он не просто гибкий, а очень гибкий. Если в концепции work-life balance есть фиксированное время на работе, то здесь вы сами решаете, когда начать рабочий день и закончить его, планируете длительность перерывов и порядок выполнения задач — и да, в перерывах можно без зазрения совести посидеть в кафе с подружками или сходить в спортзал.
- Привязка к месту. Её нет. Совсем необязательно приходить в офис или даже быть на связи в определённые часы — главное, делать свою работу. А вот в компаниях, которым ближе work-life balance, появление в офисе всё-таки подразумевается — как правило, это гибрид или фултайм.
- Требования к сотрудникам. Эффективность гораздо важнее часов за ноутбуком или телефоном — и неважно, во сколько вы приступили к задачам.
Чем хорош work-life blend
Как ни странно, свободный график и смешение работы и личной жизни приносит пользу не только сотрудникам, но и компаниям. Сейчас расскажем, каким образом.Чувство контроля и свобода действий
В психологии существует теория самодетерминации — согласно ей, человеку важно чувствовать контроль над планированием своего времени. Так у него появится пространство для манёвра в случае форс-мажоров, больше свободы и вдохновения. Согласно исследованию International Workplace Group (IWG), сотрудники с гибким графиком работы становятся на 74% более продуктивными и на 76% более мотивированными.«Работая дома, вы снижаете стресс на работе и меньше переутомляетесь. Ключевым фактором здесь является автономность [и чувство контроля]»
Джен Раймер
Доктор наук и ассистирующий профессор в школе менеджмента Лондонского университетского колледжа
Лучше ментальное здоровье
Давайте это признаем: задачи почти никогда не влезают в восьмичасовой рабочий день. Даже если мы расставляем приоритеты, используем метод помодоро и матрицу Эйзенхауэра. Поэтому, если чётко придерживаться work-life balance и закрывать ноутбук ровно в 18:00, вполне можно словить чувство вины — а значит, и тревожность. Проверено: можно даже почувствовать стыд за мысли о работе в нерабочее время — ведь надо отдыхать!Work-life blend помогает не циклиться на времени и возвращаться к задачам, когда приходит вдохновение. Поэтому они зачастую они решаются быстрее, чем при подходе «пока не сделаешь, из-за стола не встанешь».
Полезнее для работодателя
Ряд научных работ это подтверждает: например, в журнале Nature есть исследование, что удалённая работа снижает отток сотрудников в компании. А ещё анализы продуктивности сотрудников в Корее и США указывают на то, что среднее время продуктивности в день — примерно четыре часа, а дальше уже нужно переключаться. При этом неважно, в какой сфере вы работаете: гипотезу подтверждают исследования продуктивности работников call-центра, IT и многих других. Поэтому смысла в контроле времени на работе нет — эффективнее предоставить сотруднику свободу в планировании дня.К тому же мы уже сказали, что контроль своего распорядка дня улучшает мотивацию и продуктивность, и на показателях это не может не сказаться.
Минусы work-life blend
Они тоже есть — и довольно серьёзные.Подход доступен не для всех
Все плюсы work-life blend не могут перевесить факт того, что далеко не все профессии связаны с работой за ноутбуком, планшетом и телефоном. Например, врачам и учителям work-life blend внедрить в жизнь просто не получится: их профессии слишком привязаны к месту и конкретным физическим действиям.
При внедрении work-life blend фокус сложно найти…
Мы уже обсуждали, что многозадачность — зло. Work-life blend предполагает восприятие учёбы, работы, семьи, спортзала именно как задач — очень разноплановых, с разным уровнем приоритета и сложности, но всё-таки задач. Это восприятие не даёт мозгу расслабиться полностью: что-то делать нужно даже в выходные, и так всю жизнь. А если в день, когда разноплановых дел и так много, случается форс-мажор, то это и вовсе чревато выгоранием.К тому же быстро и часто менять фокус не получится — по статистике, на возвращение к старой задаче после того, как мы отвлекаемся на другую, требуется примерно 23 минуты.
Если за день переключаться между большим количеством совсем разноплановых задач, сначала можно поймать дзен, но потом, скорее всего, придётся поймать выгорание.
… и легко потерять
Представим, что мы уже внедрили work-life blend в свою жизнь и работаем в кафе. И вдруг слышим, как кто-то за соседним столиком обсуждает конкуренцию между Бейонсе и Кадышевой, современные трактовки философских идей Хайдеггера или новые виды рассады огурцов — конечно же, интересный разговор хочется послушать. Потом в кафе и вовсе входит красивая собака с хозяином и даже разрешает себя погладить. В общем, в лучшем случае попытка поработать не удалась, в худшем — сорван дедлайн.В офисе вокруг работают люди, и поэтому там сосредоточиться легче — а иногда ещё и не нужно тратить столько времени на планирование: коллеги всё подскажут.
Как внедрить в свою жизнь work-life blend
Продуктивность работы по принципам work-life blend зависит от задач, самого человека и принципов взаимодействия внутри компании.Классическая ситуация — когда у вас созвон в 15:00, и поэтому ни до, ни после вы ничего не можете делать, потому что тРевОжИтЕсЬ. Возможно, всей командой. Поэтому при внедрении подхода точно нужно соблюдать несколько важных правил.
Подумайте, насколько это действительно нужно
Несмотря на все исследования о пользе удалёнки, work-life blend вполне может привести к снижению продуктивности. Поэтому стоит спросить себя:- Часто ли я прокрастинирую?
- Склонна ли я к трудоголизму?
- Сложно ли мне концентрироваться?
Если хотя бы на один вопрос ответ положительный, лучше подойдёт график с более жёсткими рамками. Если нет — идём дальше.
Понаблюдайте за собой и коллегами
Чтобы управлять временем, нужно хорошо знать и их, и себя.Выявите время суток, когда вы наиболее продуктивны, подумайте, в течение какого периода обычно восстанавливаетесь, что помогает вам управлять своим ресурсом. Ещё стоит прикинуть, как долго в компании принято отвечать и как в ней могут отнестись к вашему графику.
Договаривайтесь и оставайтесь на связи
Без этого навыка сейчас никуда — а для work-life blend он особенно важен. Сделайте так, чтобы ваш график работы был понятен всем, с кем вы находитесь в непосредственном контакте — например, через гугл-календарь, диаграмму Ганта через онлайн-сервисы или в облачных таблицах. И не забудьте заранее договориться об общих мероприятиях: созвонах, планёрках или презентациях новых продуктов.Начать можно с малого
Для work-life blend полезно оставлять так называемые якоря дня — то есть события, которые длятся конкретное количество часов или минут и привязаны к определённому времени суток. Остальное время можно использовать по своему усмотрению: например, с утра у вас пилатес, а дальше — по ситуации.
Если вам тяжело работается с большой степенью неопределённости, можно одинаково «заякорить» каждый день: например, с утра у вас стабильно учёба, потом встречи с подругами, потом работа — такой распорядок поможет чётко ориентироваться в задачах. К тому же он впишется в правило четырёх часов — мы уже сказали, что в течение этого времени человек может работать наиболее продуктивно.

Ксения Кузнецова
Специалист по персоналу Центра оценки и развития компетенций Дирекции по управлению персоналом и кадровой политике МГТУ им. Н. Э. Баумана
Принципы work-life blend хороши для оперативного решения задач, но в долгосрочной перспективе они могут перестать работать и привести к выгоранию. Это случается: самые продуктивные и ответственные люди иногда теряются во вкладках, полыхают за ноутбуками и тонут в задачах. Это бывает: мы не можем быть продуктивными 100% времени. Но хорошая новость в том, что мы можем отслеживать своё состояние и регулировать его. Для этого нас есть инструменты планирования — ресурсы или техники, которые помогают упорядочить задачи. Они снижают неопределённость, а значит, и тревожность.
Например:
- Списки дел. Можно вести их по системе Bullet Journal, по списку «не-дел» или просто расписывать задачи по дням.
- Работа с приоритетами. В больших списках дел какая-то задача может потеряться, и не всегда понятно, с чего начать. Поэтому полезно использовать визуализации типа матрицы Эйзенхауэра — она к тому же помогает расставлять приоритеты.
- Техники тайм-менеджмента. Самая известная — метод помодоро, который предполагает чередование циклов «работа — отдых» длительностью 25 и пять минут соответственно. Но на самом деле техник очень много: например, принцип Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата.
- Ритуалы. Они создают ощущение стабильности — даже при гибком графике без неё никуда.