- Автор темы
- #1
Ровно 45 лет назад, 23 мая 1980 года, в десяти кинозалах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса зрителям впервые показали новый фильм Стэнли Кубрика «Сияние». Несмотря на то, что режиссер к тому времени уже имел реальный вес в Голливуде, любой его проект принимался с настороженностью — слишком своенравным и непредсказуемым был этот постановщик. Однако «Сиянию» повезло — его благосклонно приняли и критики, и зрители, а для жанра психологического хоррора картина стала образцом качества и бесконечным источником вдохновения. Вы наверняка замечали цитаты из нее в других картинах — такие, скажем, как поток крови, вырывающийся из лифтовой шахты в недавнем «Восстании зловещих мертвецов». Об этом и хочу рассказать вам сегодня, в юбилейный день — как же снимали ту самую сцену с кровавым лифтом в «Сиянии»? Особенно если учесть, что самого Стэнли Кубрика на площадке в этот момент… не было.
Автор: Stanley Kubrick Источник: www.imdb.com
Про «Сияние» в интернете написано всё. Даже больше. Там и безумные теории про участие Кубрика в постановке высадки на Луну, и вечный срач по поводу его конфликта со Стивеном Кингом, и покадровый анализ на уровне «в этом кадре стул был, а потом — исчез». Но я сейчас не про это. Мы с вами обратимся к реальному источнику — воспоминаниям Леона Витали, ассистента постановщика и ближайшего помощника Кубрика. В 2018 году он подробно описал сам процесс съёмки, и поверьте, это не менее интересно, чем бесконечные кадры катящегося на трёхколёсном велосипеде Дэнни.
Давайте для начала освежим в памяти саму сцену, чтобы понимать, о чём речь. Писатель Джек Торранс (его играл, разумеется, Николсон), потеряв работу, берёт на себя обязанности смотрителя уединённого отеля «Оверлук», куда везёт жену и сына. Атмосфера уединения, замкнутости, жутких коридоров и красных ванных комнат начинает действовать на них не лучшим образом. Особенно на самого Джека, который оказывается самым слабым звеном и в итоге сходит с ума. А отель, как водится в мире Кинга, питается нашими худшими чувствами — страхом, гневом, паранойей. Вот и выдает он героям всякую чертовщину: от призраков и зловещих девочек до буквально выливающейся из лифта крови.
Вот тут и начинается магия. Сцена с рекой крови стала визуальным шоком не только для Венди, но и для всех зрителей, особенно если учитывать, как искусно Кубрик выстраивал кадр. С виду — просто поток багровой жидкости из дверей лифта. На деле — 20 секунд чистого кинематографического безумия, которое пугает, парализует, сбивает с толку. И знаете что? Снимать её было не менее страшно, чем смотреть.
Автор: Stanley Kubrick Источник: www.imdb.com
Любители закулисья знают, какие шаманские танцы обычно пляшут вокруг бутафорской крови. В чёрно-белом кино роль крови отлично играл шоколадный сироп. В цветном всё стало сложнее: нужно и цвет правильный поймать, и вязкость, и поведение жидкости. Некоторые шли по самому прямому пути — закупали животную кровь. Но в «Сиянии» пошли другим путем — и правильно сделали. Заливать актрису свиной кровью? Простите, даже для хардкорных времён это чересчур.
Леон Витали вспоминал, что процесс создания нужной жидкости занял несколько недель. Им нужна была не просто банка краски, а целая цистерна. Проблема в том, что заливать сотни литров в замкнутое пространство — это не шутка. Если чуть просчитаться — декорации пойдут по швам, операторов смоет, электричество замкнёт. Вот почему Кубрик, человек не склонный к ошибкам, просто… ушёл. Да-да, он покинул площадку перед началом съёмки. Перфекционист до мозга костей, он понимал, что не переживёт ни малейшего сбоя. И оставил это дело тем, кто был готов сгинуть в багровом потопе ради великого кадра.
Для сцены поставили сразу четыре камеры. Операторы спрятались в специальных защищённых ящиках — как подводники перед торпедированием. Помещение подготовили, двери лифта укрепили, всё было рассчитано до миллиметра. И вот — мотор. Первая струя из лифта — и у всех чуть сердце не остановилось. «Неужели это всё?..», — вспоминал Витали. Но нет, через пару секунд из лифта вырвался настоящий поток — мебель покатилась, камеры заливает, зрители будут визжать от восторга.
Автор: Stanley Kubrick Источник: www.imdb.com
Да, залило всё. Операторы были в крови (к счастью, только бутафорской), даже объективы едва не утонули. Зато кадр получился божественный. Кубрик потом пересматривал сцену десятки раз и заявил: это его любимый момент во всём фильме. Он настоял, чтобы именно этот фрагмент включили в трейлер. И не прогадал — сцена стала культовой. Её цитируют, пародируют, ей подражают. Но быть вторым — легко, быть первым — невозможно. «Сияние» всегда будет номером один по степени зрительского «офигения» от того, как в лифт может влезть целый бассейн крови.
На этом, разумеется, разговор не заканчивается. У нас с вами ещё впереди и новые «Зловещие мертвецы», и Кубрик, и Кинг, и прочие культовые темы. Канал обязательно к ним вернётся — в своем ритме, с хорошей подачей и вниманием к мелочам. А пока — подписывайтесь, читайте, заглядывайте в телеграм-канал, не трогайте двери лифтов в одиночестве и, главное, увидимся в кино!

Автор: Stanley Kubrick Источник: www.imdb.com
Про «Сияние» в интернете написано всё. Даже больше. Там и безумные теории про участие Кубрика в постановке высадки на Луну, и вечный срач по поводу его конфликта со Стивеном Кингом, и покадровый анализ на уровне «в этом кадре стул был, а потом — исчез». Но я сейчас не про это. Мы с вами обратимся к реальному источнику — воспоминаниям Леона Витали, ассистента постановщика и ближайшего помощника Кубрика. В 2018 году он подробно описал сам процесс съёмки, и поверьте, это не менее интересно, чем бесконечные кадры катящегося на трёхколёсном велосипеде Дэнни.
Давайте для начала освежим в памяти саму сцену, чтобы понимать, о чём речь. Писатель Джек Торранс (его играл, разумеется, Николсон), потеряв работу, берёт на себя обязанности смотрителя уединённого отеля «Оверлук», куда везёт жену и сына. Атмосфера уединения, замкнутости, жутких коридоров и красных ванных комнат начинает действовать на них не лучшим образом. Особенно на самого Джека, который оказывается самым слабым звеном и в итоге сходит с ума. А отель, как водится в мире Кинга, питается нашими худшими чувствами — страхом, гневом, паранойей. Вот и выдает он героям всякую чертовщину: от призраков и зловещих девочек до буквально выливающейся из лифта крови.
Вот тут и начинается магия. Сцена с рекой крови стала визуальным шоком не только для Венди, но и для всех зрителей, особенно если учитывать, как искусно Кубрик выстраивал кадр. С виду — просто поток багровой жидкости из дверей лифта. На деле — 20 секунд чистого кинематографического безумия, которое пугает, парализует, сбивает с толку. И знаете что? Снимать её было не менее страшно, чем смотреть.

Автор: Stanley Kubrick Источник: www.imdb.com
Любители закулисья знают, какие шаманские танцы обычно пляшут вокруг бутафорской крови. В чёрно-белом кино роль крови отлично играл шоколадный сироп. В цветном всё стало сложнее: нужно и цвет правильный поймать, и вязкость, и поведение жидкости. Некоторые шли по самому прямому пути — закупали животную кровь. Но в «Сиянии» пошли другим путем — и правильно сделали. Заливать актрису свиной кровью? Простите, даже для хардкорных времён это чересчур.
Леон Витали вспоминал, что процесс создания нужной жидкости занял несколько недель. Им нужна была не просто банка краски, а целая цистерна. Проблема в том, что заливать сотни литров в замкнутое пространство — это не шутка. Если чуть просчитаться — декорации пойдут по швам, операторов смоет, электричество замкнёт. Вот почему Кубрик, человек не склонный к ошибкам, просто… ушёл. Да-да, он покинул площадку перед началом съёмки. Перфекционист до мозга костей, он понимал, что не переживёт ни малейшего сбоя. И оставил это дело тем, кто был готов сгинуть в багровом потопе ради великого кадра.
Для сцены поставили сразу четыре камеры. Операторы спрятались в специальных защищённых ящиках — как подводники перед торпедированием. Помещение подготовили, двери лифта укрепили, всё было рассчитано до миллиметра. И вот — мотор. Первая струя из лифта — и у всех чуть сердце не остановилось. «Неужели это всё?..», — вспоминал Витали. Но нет, через пару секунд из лифта вырвался настоящий поток — мебель покатилась, камеры заливает, зрители будут визжать от восторга.

Автор: Stanley Kubrick Источник: www.imdb.com
Да, залило всё. Операторы были в крови (к счастью, только бутафорской), даже объективы едва не утонули. Зато кадр получился божественный. Кубрик потом пересматривал сцену десятки раз и заявил: это его любимый момент во всём фильме. Он настоял, чтобы именно этот фрагмент включили в трейлер. И не прогадал — сцена стала культовой. Её цитируют, пародируют, ей подражают. Но быть вторым — легко, быть первым — невозможно. «Сияние» всегда будет номером один по степени зрительского «офигения» от того, как в лифт может влезть целый бассейн крови.
На этом, разумеется, разговор не заканчивается. У нас с вами ещё впереди и новые «Зловещие мертвецы», и Кубрик, и Кинг, и прочие культовые темы. Канал обязательно к ним вернётся — в своем ритме, с хорошей подачей и вниманием к мелочам. А пока — подписывайтесь, читайте, заглядывайте в телеграм-канал, не трогайте двери лифтов в одиночестве и, главное, увидимся в кино!