• Добро пожаловать на сайт - Forumteam.bet !

    Что бы просматривать темы форума необходимо зарегестрироваться или войти в свой аккаунт.

    Группа в телеграме (подпишитесь, что бы не потерять нас) - ForumTeam Chat [Подписатся]
    Связь с администратором - @ftmadmin

Когнитивные искажения: манипуляции над человеческим разумом

Redman

<FORUMTEAM>
Команда форума
Регистрация
13.11.17
upload_2020-5-20_1-52-15.png

Представьте: ваш друг уверен в существовании «жизни после смерти», мира, в котором умершие продолжают обитать после своей кончины, и в том, что с ними можно связаться. Как добрый здравомыслящий товарищ вы решаете помочь ему развеять миф, устроив своеобразный спиритический сеанс «разговора» с усопшим родственником, а затем уничтожить иллюзии, признавшись, что это фокус. Но удивительно: вместо того, чтобы обидеться и вернуть здравый смысл, ваш друг только укрепляет веру в спиритизм, а вас ныне считает настоящим медиумом.

Этот парадокс произошел с Конан Дойлом: писатель так стремился «поговорить» с умершим сыном, так верил в то, что тот в состоянии ответить, что нашел подтверждение своей веры в спиритизм, когда его друг, наоборот, пытался объяснить ему, что это фарс. Его мозг исказил реальную информацию, переварив её так, как было необходимо человеку для укрепления собственных убеждений.

146e82f6b8e475f9724b9.png
Когнитивные искажения активно используются и «экстрасенсами», и маркетологами – манипуляторами, которые сделают всё, чтобы покупатель обратил внимание на их товар. И если с первыми бороться просто – стоит как минимум не посещать сеансы уличных гадалок, то как защититься от воздействия вездесущей рекламы?

Врага нужно знать в лицо, поэтому в этот раз мы поговорим о когнитивных искажениях в информационной среде.


Мы лучше воспринимаем то, что постоянно повторяется

Если я тысячу раз в течение некоторого короткого промежутка времени буду лгать об ошибках в новой операционной системе, вреде жидкого мыла, тайной жизни кандидата в депутата, это станет правдой для мозга слушателя.

Человек доверяет тому, о чем он много знает (пусть и нет уверенности в достоверности каждого кусочка информации). Поэтому каждый день вы можете увидеть сотни рекламных роликов, рекламирующих один и тот же продукт посредством историй разных "людей".


Мы проще запоминаем странное и смешное


Человеческий мозг переполнен обычной информацией, поэтому очередной её поток часто пропускается. Мы не усваиваем и не воспринимаем скучное, блеклое, ожидаемое, и рекламщики прекрасно об этом знают. Вспомните фиолетовую корову, «склитлзтрянку», говорящего кота из деревни – необычные герои и сюжеты ассоциируются с продуктом, который вы легко находите в магазине и покупаете.
c226c218ea1474521ced3.png

Мы оцениваем новую информацию в контексте предыдущей

Фраза «Повысим пенсионный возраст на десять лет!» вызывает в человеке гнев, отчаяние, ярость и желание бунтовать. Дополнение через месяц вроде «Мы снизили повышение целых на три года!» почему-то успокаивает. Нам кажется, что семь лет не так уж и страшно по сравнению с десятью, хотя на деле никакого «снижения» нет.

Так скачут и цены – ожидая худшего, мы радуемся даже негативным изменениям, если они не так плохи, как ожидалось.


Мы воспринимает то, что подтверждается нашими убеждениями или подтверждает их

История о Конан Дойле, рассказанная в начале статьи, тому подтверждение. Человек интуитивно хочет игнорировать альтернативные от своей точки зрения, ведь это означает, что их нет. Его вера в собственные утверждения укрепляется, даже если они неверны. Мы отказываемся принимать аргументы, которые опровергают наши убеждения.

Потребитель редко жалеет о покупке, потому что мозг «задним числом» успокаивает его, находя аргументы в пользу данного выбора. В голове всплывают «За свою цену это прекрасно», «Лучше было не найти» и прочие сомнительные доказательства правильности покупки, которым мы верим, ведь они подтверждают нашу правоту. Никто не хочет жалеть о потраченных деньгах.
64cad4aca0a1cab856ec2.png

Мы доверяем авторитетам

Мнение большинства и так называемых авторитетов (и народных артистов, и модных блогеров, и профессионалов вроде докторов или поваров) редко игнорируется среднестатистическим потребителем. Попробуйте найти рекламу, в которой не употребляется «номер 1 в России», «выбор лучших дерматологов» или «я, *нашумевшее имя*, выбираю…».

Знание того, что продуктом пользуется известная личность или профессионал в своей области убеждает нас в том, что он хорош, даже если мы осознаем, что это всего лишь реклама.


Мы отдаем предпочтение наименее рискованному варианту

Типичный ресторан фаст-фуда: вам на выбор предлагается напиток в большом, стандартном или маленьком стакане. Какой вы выбираете чаще? Наверное, будучи в одиночестве, вы покупаете «стандартный» по объему напиток, ведь это наименее рискованно: "большой" вы можете не добить, а "маленьким" не напиться. Однако по цене «стандартный» стакан совсем немного уступает большому, покупка которого оказалась бы выгоднее.
2e5fa66abb33aef4bda5a.png

Заключение

Когнитивные искажения – это своеобразный способ мозга не думать. Так он охраняет себя от перегрузки, подменяя отсутствие информации на домыслы, «достоверные» мнения и желания потребителя. Мы принимаем решения быстро, не задумываясь и не анализируя.

Естественно, выводы на основе такого восприятия неконструктивны, потому что мы фокусируемся на негативном опыте или неактуальном контексте, и несправедливы, ведь мы игнорируем важное, если оно «мешает» уже сформировавшимся убеждения.

Только осознав, как просто манипулировать его мозгом, человек может бороться с пагубным влиянием: обнаружить манипуляцию и прекратить ее воздействие.
 
Сверху Снизу