• Добро пожаловать на сайт - Forumteam.bet !

    Что бы просматривать темы форума необходимо зарегестрироваться или войти в свой аккаунт.

    Группа в телеграме (подпишитесь, что бы не потерять нас) - ForumTeam Chat [Подписатся]
    Связь с администратором - @ftmadmin

Как тайваньский клон Nintendo превратился в главный хит 90-х, кто заработал на нём миллионы и зачем мы дули в картриджи

Article Publisher

Публикатор
Команда форума
Регистрация
05.02.25
А вы знали, что оглушительный успех самой культовой игровой приставки 90-х был бы невозможен без самой провальной видеоигры в истории? А катастрофа, которая обрушила весь американский игровой рынок и заставила компанию Atari закапывать миллионы картриджей в пустыне, создала идеальные условия для появления в России… пиратского клона, ставшего легендой. Речь, конечно, о Dendy. Для миллионов из нас серый пластик со слоненком в кепке был не просто тайваньской подделкой японской Nintendo. Это был портал в «новую реальность», символ целой эпохи. Давайте размотаем этот клубок событий, начав с самого неожиданного.



Dendy Junior — самая массовая и узнаваемая модель приставки. Именно такой комплект с фирменными джойстиками и культовым желтым картриджем был мечтой каждого ребенка 90-х.
Автор: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dendy_Juni

Как худшая игра в истории создала Dendy​

Наше путешествие начинается в США 1977 года. На рынке доминирует компания Atari. Ключевая инновация ее консоли Atari 2600 — сменные картриджи — открыла дорогу для сторонних разработчиков и создала целую индустрию. К началу 80-х Atari была синонимом видеоигр, а ее хиты, вроде Space Invaders и Pac-Man, считались культурными феноменами.


Но жадность, как известно, губит. В 1982 году на экраны выходит фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин» (E.T. the Extra-Terrestrial), ставший самым кассовым в истории. В Atari решили хайпануть и заплатили баснословные по тем временам $20-25 миллионов за лицензию на создание игры.



Давление было колоссальным. Чтобы успеть к рождественским продажам, разработку поручили одному программисту, Говарду Скотту Уоршоу, дав ему на все 5 с половиной недель. Для сравнения, на создание других хитов уходило от полугода до года. Уверенная в успехе, Atari заказала производство 5 миллионов картриджей — цифра, которая казалась астрономической и значительно превышала самые оптимистичные прогнозы.

Результат оказался катастрофой. Игра E.T., которую многие до сих пор считают одной из худших в истории, получилась настолько плохой, запутанной и неиграбельной, что ее возненавидели все. Этот провал спровоцировал «крах индустрии видеоигр 1983 года»: рынок был перенасыщен низкокачественными продуктами, доверие потребителей рухнуло, а магазины отказывались брать игры на продажу. По легенде, Atari закопала миллионы картриджей E.T. в пустыне Нью-Мексико, что в 2014 году подтвердилось во время раскопок. Индустрия в США лежала в руинах.

Упаковка игр ET и Centipede, найденная на месте захоронения видеоигр Atari 1983 года.
Автор: taylorhatmaker Источник: commons.wikimedia.org

Восстание из пепла: хитрость Nintendo​

И пока американская индустрия искала дно, на другом конце света, в Японии, на сцену вышла компания Nintendo, до этого занимавшаяся игральными картами, отелями любви и игрушками. Они уже добились успеха на родине со своей консолью Famicom (Family Computer). Когда Nintendo решила выйти на рухнувший американский рынок, они пошли на гениальную хитрость.

Понимая, что слова «видеоигра» и «приставка» вызывают у американцев отторжение, они замаскировали свое устройство. Famicom был переработан в строгий серый корпус, похожий на видеомагнитофон, и назван Nintendo Entertainment System (NES) — «развлекательная система Nintendo». Ее продавали не в отделах игрушек, а рядом с бытовой техникой. Nintendo ввела строжайший контроль качества — «Nintendo Seal of Quality», гарантируя, что каждая игра будет работать и доставлять удовольствие.

Стратегия сработала. NES возродила индустрию и стала мировым хитом, а идущая в комплекте игра Super Mario Bros. — настоящей иконой.

Оригинальная японская Nintendo Famicom, с которой все и началось. Ее дизайн стал основой для десятков клонов по всему миру.
Автор: Wojciech Pędzich Источник: commons.wikimedia.org

Вакуум, слоненок и «Новая реальность»​

А что в это время происходило в СССР? Железный занавес, дефицит и полное отсутствие игровой культуры. У нас были примитивные телеприставки вроде «Турнир» с вариациями «Понга» и портативные игры «Электроника» («Ну, погоди!») — лишь бледная тень западных развлечений.

С распадом СССР в начале 90-х образовался гигантский вакуум. Страна погрузилась в экономический хаос, но вместе с ним пришла свобода предпринимательства. И тут появился наш главный герой — Виктор Савюк. Музыкант и бизнесмен, он работал в компании Steepler, занимавшейся компьютерами. Во время одной из поездок в Азию он наткнулся на тайваньские подделки Nintendo Famicom от компании Micro Genius. Это были дешевые, но полностью функциональные клоны. Савюк увидел в этом золотую жилу.

Но вместо того чтобы просто продавать безымянные коробки, компания Steepler провернула гениальный ход: они создали полноценный бренд.

  • Название: яркое и запоминающееся «Dendy». Оно ассоциировалось с английским словом «dandy» (франт, щеголь).
  • Логотип: дружелюбный слоненок в кепке, нарисованный аниматором Иваном Максимовым. Он вызывал доверие у детей и родителей.
  • Слоган: легендарный «Dendy — новая реальность!», идеально попавший в атмосферу перемен в стране.
Steepler развернула беспрецедентную по тем временам маркетинговую кампанию. На центральном телевидении появилась передача «Денди — Новая реальность» с ведущим Сергеем Супоневым, который стал для целого поколения главным проводником в мир игр. Компания издавала собственный журнал, проводила турниры и открывала фирменные магазины. Dendy не просто продавали — ее превратили в культурное явление. В пик популярности Steepler, по некоторым оценкам, продавала до миллиона приставок в год, зарабатывая десятки миллионов долларов.

Почему молчала Nintendo и куда исчез слоненок?​

Но как же гигант Nintendo? Почему компания спокойно смотрела на то, как пираты зарабатывают миллионы на ее технологиях? В начале 90-х Россия была «диким рынком» без внятного законодательства об авторском праве. Судиться было бессмысленно и дорого.

Самое интересное произошло позже. Когда Steepler стала огромной силой, Nintendo пришла в Россию и вместо войны… заключила сделку. Steepler стала официальным дистрибьютором 16-битной консоли Super Nintendo. Однако было уже поздно.

Super Famicom (в США — Super Nintendo). 16-битную консоль Steepler начал официально продавать в России уже после заключения контракта с Nintendo, но, по сути, поезд уже ушел.
Автор: Cyrian103 Источник: commons.wikimedia.org
К середине 90-х на рынок хлынули еще более дешевые китайские клоны, а главным конкурентом стала 16-битная SEGA Mega Drive (и ее многочисленные пиратские версии). Dendy начала терять популярность. Финальным гвоздем в крышку гроба стало появление 32-битной Sony PlayStation и дефолт 1998 года. Steepler, не сумев перестроиться под новую реальность, обанкротилась. Так закончилась эпоха Dendy.

Главные тайны детства: картриджи и секретные игры​

Зачем мы дули в картриджи?

Когда игра не запускалась, все знали «магический» ритуал: вынуть картридж и хорошенько подуть в разъем. Конечно, дело было не в волшебстве. Контакты на картриджах и в приставке со временем окислялись и покрывались пылью. Поток воздуха мог сдуть пылинки, а влага из дыхания на мгновение улучшить проводимость контактов. Но чаще всего помогал сам факт переподключения, просто физически «прочищавший» контакты.

Что скрывалось в картриджах «9999 в 1»?

Эти желтые и оранжевые сборники обещали несметные сокровища, но на деле были обманом. Внутри находилось всего 10-20 реальных игр. Остальные тысячи «игр» были просто их вариациями с разными стартовыми уровнями или небольшими хаками (например, Марио, прыгающий выше обычного). Самой таинственной была игра, которую нельзя было выбрать из меню, она запускалась, если просто включить приставку без выбора игры. Чаще всего это была простенькая игра вроде Battle City (танчики) или Super Mario Bros.



Больше чем просто клон​

История Dendy — уникальный срез эпохи. Она показывает, как в условиях хаоса и отсутствия правил предприимчивость и грамотный маркетинг могут создать легенду даже из пиратской копии. Для Запада Famicom/NES была просто успешной консолью. Для нас Dendy стала окном в новый, яркий мир, символом детства и той самой «новой реальности», которой так не хватало вокруг.

Да, это был бизнес, построенный на нарушении авторских прав. Но можно ли винить детей, которые получили доступ к Contra, Черепашкам-ниндзя, Чипу и Дейлу и сотням других шедевров? Dendy была нелегальной, но эмоции, которые она дарила, были самыми настоящими. И сколько бы ни выходило новых PlayStation и Xbox, для многих та самая серая коробочка со слоненком навсегда останется первой и главной игровой приставкой в их жизни.
 
Сверху Снизу