- Автор темы
- #1
Составьте два списка — перечни всех ваших целей и задач
Откройте файл или возьмите лист бумаги и выпишите все жизненные цели, которые считаете важными. Это первый список, с которым вы потом продолжите работать.Затем составьте второй перечень — в него внесите дела и проекты, которыми вы занимаетесь сейчас или к которым собираетесь приступить в будущем. Пусть в нём будут только жизненные, а не профессиональные задачи. Если вы захотите проанализировать рабочие процессы, создайте для них отдельный файл.
Чтобы закончить список, может потребоваться несколько приёмов. Возможно, вы будете добавлять в него задачи, о которых вспомните не сразу.
Полный перечень дел может вас удивить и оказаться гораздо длиннее, чем вы предполагали. Вы наверняка помните задачи, с которыми встречаетесь ежедневно. Но в списке могут оказаться и дела, которые находятся в категории «хорошо бы когда-нибудь этим заняться». Например, полгода назад вы запланировали пройти медицинский чекап, но так и не сделали этого. Или хотели научиться играть на гитаре и собирались найти преподавателя, но дальше намерения тоже не продвинулись.
Заново проанализируйте свои цели
Тут всё просто. Внимательно просмотрите список целей и разделите их на три колонки.- Главные цели. Они же — самые актуальные. Если ваши ресурсы будут ограниченными, то вы в первую очередь займётесь реализацией именно этих планов и ни за что от них не откажетесь.
- Второстепенные цели. Они же — менее важные. Если придётся выбирать, то любая цель из этой группы проиграет тем, что вы поместили в первый столбец.
- Неважные цели. Или те, которыми вы займётесь в последнюю очередь, но можете и вообще от них отказаться. Любая цель из этой колонки для вас менее важна, чем перечисленные в предыдущих. Возможно, вы даже не сразу вспомнили о них, когда составляли список.
Разделите текущие дела и задачи по приоритетам
Канадский предприниматель и эксперт по саморазвитию Брайан Трейси в своей книге «Сьешьте лягушку!» предлагает провести расхламление в делах с помощью метода ABCDE. Для этого возьмите второй список — перечень текущих дел и проектов и попробуйте преобразовать его в таблицу. Каждая её колонка будет отмечена соответствующей буквой.A — задачи высшего приоритета
Без них невозможно достичь главных целей из первой колонки, о которых мы говорили выше. Например, вы запланировали пробежать через полгода 15 км и не намерены отказываться от этой цели. Тогда вам необходимо придерживаться определённого графика тренировок. Если вы станете заниматься нерегулярно, возможно, цель окажется недостижимой. А если перестанете тренироваться совсем, скорее всего, от участия в забеге придётся отказаться.B — важные, но не критичные задачи
Эти задачи могут помочь вам достичь как главных, так и второстепенных целей. Их выполнение можно на какое-то время отложить. Но отказаться совсем — значит поставить цель под угрозу.Например, если вы хорошо себя чувствуете, полный медицинский чекап можно провести и сейчас, и через месяц. Но если вы хотите поучаствовать в забеге на длинные дистанции, лучше пройти его перед началом интенсивных тренировок, чтобы не столкнуться с неприятными неожиданностями.
C — задачи, не влияющие на достижение важных целей
Их выполнение может вас порадовать, но если вы забудете об этих делах, то катастрофы точно не будет. Они могут помочь в достижении целей из третьей колонки. А могут быть и вообще не связаны ни с одной из них.Например, вы записали, что не против побывать на концерте популярной группы, но если и пропустите его, то ничего страшного не произойдёт.
D — дела, которые можно делегировать
Такие задачи часто отнимают много времени, но вам не обязательно делать их самостоятельно. В отличие, например, от дел из категории A — никто, кроме вас, не может выполнить комплекс спортивных упражнений или домашнюю работу, полученную на языковых курсах.Но вам не обязательно тратить половину выходного ради поездки в гипермаркет за продуктами или товарами для дома. Можно регулярно заказывать доставку из того же магазина.
E — задачи, от которых вы без труда можете отказаться
Как правило, это шаги на пути к целям, которые давно перестали вызывать эмоциональный отклик. Или задачи, которые вы продолжаете выполнять по привычке или потому что «так положено».Например, вы каждый день отправляетесь домой из офиса пешком, потому что когда-то запомнили: нужно проходить в день не менее 10 000 шагов. Но необходимость именно такого количества не подтверждена научно. И вообще — вы не любите ходить, зато с удовольствием бы потанцевали дома под любимую музыку, сбрасывая напряжение. Значит, от ежевечерней прогулки можно смело отказаться.
Удалите цели и задачи, которые считаете неактуальными
Начните с категории E в списке дел. Вычёркивайте или стирайте задачи и следите за своим эмоциональным откликом. Возможно, нажав на кнопку Delete, вы почувствуете облегчение. Значит, вы сделали верный выбор. Если же вы ощутите беспокойство, отмените это действие. Вернитесь к задаче потом — может быть, чуть позже её стоит перенести в графу C или даже B.Затем подумайте, кому и как делегировать задачи из пункта D.
Следующий этап: откройте список целей и начните вычёркивать пункты из графы «Неважные». Действуйте по тому же алгоритму: стирайте строку и прислушивайтесь к своей эмоциональной реакции. Если внутри звучит: «Ура, давно пора было вычеркнуть» — скорее всего, вы поступили верно. Если же испытываете тягостное чувство или тревогу, верните удалённый пункт.
В итоге и список ваших глобальных целей, и перечень текущих дел могут стать гораздо короче. Подумайте, стоит ли добавить новые пункты вместо удалённых. Или оставьте всё как есть. Можно дополнить списки в любое время, когда в ваших мыслях возникнут новые цели, а также шаги на пути к ним.
