• Добро пожаловать на сайт - Forumteam.bet !

    Что бы просматривать темы форума необходимо зарегестрироваться или войти в свой аккаунт.

    Группа в телеграме (подпишитесь, что бы не потерять нас) - ForumTeam Chat [Подписатся]
    Связь с администратором - @ftmadmin

Как метод шести шляп помогает принимать лучшие решения

Article Publisher

Публикатор
Команда форума
Регистрация
05.02.25
Как метод шести шляп помогает принимать лучшие решения




Чтобы принять верное решение, часто требуется посмотреть на ситуацию с разных сторон и убедиться в том, что ни один важный аспект не ускользнул из виду. Британский писатель и психолог, автор книги «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно придумал для этого интересный способ.


В чём заключается метод шести шляп​

Каждая из шести шляп в данном случае представляет одну точку зрения или стиль мышления. Смысл в том, чтобы «надевать» их по очереди и смотреть на решение с определённой позиции:

  1. Жёлтая шляпа символизирует оптимизм. Когда вы в ней, вы ищете плюсы решения и возможности, которые оно для вас открывает.
  2. Зелёная шляпа предполагает творческий подход. Это значит, что надо разрешить себе свободно генерировать идеи без всякой цензуры и придумывать самые разные креативные варианты, например с помощью метода первого принципа или слияния идей.
  3. Красная шляпа — это эмоции. В этой позиции вы обращаете внимание на чувства, которые у вас вызывает решение, прислушиваетесь к своей интуиции и внутреннему голосу. Вы также стараетесь представить, какой будет эмоциональная реакция других людей. Это прекрасный способ подключить эмоции к рациональному процессу принятия решений.
  4. Белая шляпа означает аналитическое мышление и рациональность. Она заставляет вас сосредоточиться на данных и проанализировать всю доступную вам информацию.
  5. Чёрная шляпа включает режим строгой критики. Вы смотрите исключительно на недостатки решения, моделируете худшие сценарии развития событии, представляете любые потенциально негативные последствия и думаете о том, что может не сработать.
  6. Синяя шляпа отвечает за стратегическое мышление и контроль. Она нужна для того, чтобы управлять процессом, вовремя заметить, что вы топчетесь на месте, и найти возможность двигаться вперёд дальше, выбрав, например, другую шляпу и изменив перспективу.
Если вы принимаете решение в одиночку, то сначала определяете, какие шляпы и в каком порядке будете «надевать», а затем переходите от одной к другой. Если вы обсуждаете что‑то в группе, то можете распределить конкретные шляпы среди участников дискуссии, чтобы её сбалансировать, или все вместе рассмотреть ситуацию последовательно с точки зрения каждой «шляпы».

Как им пользоваться​

Разберём метод на примере. Допустим, на собрании с руководством компании вы решаете, стоит ли выпускать новый продукт, чтобы поднять продажи. Тогда ход обсуждения может быть таким:

  • Сначала с точки зрения жёлтой шляпы вы обращаете внимание на то, что новинка может удовлетворить спрос на значительной части рынка. Это отличная возможность привлечь больше клиентов и получить больше прибыли.
  • Затем вы «надеваете» чёрную шляпу, чтобы рассмотреть негативные последствия. Что, если новый продукт поглотит долю существующих? Или будет недостаточно привлекательным для того, чтобы его покупали?
  • Далее с позиции белой шляпы вы анализируете данные по рынку. И замечаете, что они свидетельствуют о наличии неудовлетворённых потребностей покупателей, а также о том, что снижение продаж указывает на движение рынка в целом в другом направлении.
  • Здесь вы снова смотрите на ситуацию с позиции жёлтой шляпы и видите, что ваш продукт действительно нужен клиентам, и это подтверждается данными. Значит, надо думать о том, как с учётом возможных недостатков придать новому продукту достаточно ценности в глазах потребителей.
  • После наступает время зелёной шляпы. Вы начинаете генерировать идеи, каким будет прототип нового продукта и как вы будете его тестировать.
  • К этому моменту обсуждение длится уже довольно долго, поэтому вы оцениваете обстановку с точки зрения синей шляпы и предлагаете отложить принятие окончательного решения до тех пор, пока не завершится тестирование с участием целевой аудитории.
  • На этапе, когда наметился план действий, вы «надеваете» красную шляпу, чтобы узнать, как к нему относятся участники совещания. Как только все придут к единому мнению, обсуждение можно заканчивать.
 
Сверху Снизу