- Автор темы
- #1
Любителям метроидваний на сенсорных устройствах в последнее время живётся не так уж плохо. Безусловно, до уровня разнообразных релизов Steam Deck мобильному рынку очень далеко. Да и свежие проекты, выходящие на телефонах, в большинстве случаев давным-давно затёрты до дыр на ПК. Однако развлечь себя тут всё же есть чем. Из релизов последнего года — полтора можно вспомнить с пылу с жару вышедший Prince of Persia: Lost Crown, неожиданный релиз Hollow Knight в RuStore, чарующую свой мрачностью Blasphemous, визуально шикарную Afterimage, няшную и увлекательную Shantae and the Seven Sirens, задорный мобильный эксклюзив Legend of the Skyfish 2, вполне неплохие Crunchyroll 9 Years of Shadows, Toziuha Night: Order of the Alchemists, Crunchyroll RWBY: Arrowfell, Ebenezer and the Invisible World. Одному из этих релизов и посвящён обзор.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Автор: The Game Kitchen, Team17
Blasphemous в Google Play
Blasphemous в App Store
Blasphemous в Steam (ПК-версия)
Всем видеоигровым инквизиторам и читателям спасибо за внимание и доброго времени суток.
Если стиль повествования пришёлся по вкусу, и вы любите мобильный гейминг, то рекомендую также к ознакомлению блог «Симулятор нытика. Обзор мобильной «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл» + DLC «Лето '94».
Автор: The Game Kitchen, Team17
Выковав кару свою, вонзи её в самую глубь.
Blasphemous
Содержание
- Порт с испанским темпераментом (общая информация)
- Задача трёх дел (геймплей)
- Прелюдия с затягом (метроидвания)
- Читы аметропии (карта)
- Чарователь глубоких порталов (быстрое перемещение)
- Качалка покаяния (прокачка)
- Плакучий убивец (приёмы)
- Маммопластика розария (бусины)
- Оружейный кардиолог (сердцевины Mea Culpa)
- Хогвартс экстерном (молитвы)
- Здоровье есть — ума не надо (шкала жизни)
- Джелкинг греха (вина)
- Донейшн не по-детски (церковь Альберо)
- Симулятор Берсерка (боёвка)
- БДСМ-менторы (противники)
- Пики точёные и уступы гранёные (платформинг)
- Мозговзрывательный злосяш (сюжет без лишних спойлеров)
- Шедевр уныния (выводы)

Автор: The Game Kitchen, Team17
Порт с испанским темпераментом (общая информация)
Blasphemous вышла на мобильные 02.12.2024. Платформы Android, iOS. Жанр экшн, метроидвания. Стоимость 790р. Локализована на русский язык, локализация качественная. Озвучка английская и испанская. Очень рекомендую именно испанскую озвучку. Без неё вы растеряете добрую половину атмосферы игры. Перед нами полноценный порт ПК-версии со всеми дополнениями в комплекте. Поддерживается как сенсорное, так и управление с контроллера. Обе раскладки можно откалибровать в настройках. Лично мне больше всего понравилось управление с контроллера (проходил на DualShock PS4). На сенсоре я не всегда правильно прожимал стик движения, чем зарабатывал дополнительный урон. Проходил на Xiaomi Redmi Note 10S с восьмиядерным процессором MediaTek Helio G95, графическим процессором Mali-G76 MC4 и оперативной памятью 6 ГБ. Без багов, лагов и других проблем.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Задача трёх дел (геймплей)
Blasphemous это качественная метроидвания с соулс-боёвкой. Первоначальная наша задача в игре — найти и одолеть трёх боссов (четырёх, если считать главаря вступительной локации, которого мы одолеваем без чьей-либо указки), после чего нам открываются дополнительные локации. Отыскиваем мы свои цели на обширных 2D-локациях. Сохранения происходят у Святилищ, после чего восстанавливается наше здоровье, пополняются склянки желчи (аптечки) и возрождаются противники. Локации обширны, неплохо запутаны и с первых шагов подкидывают нам временно недоступные участки, которые лучше сразу отмечать себе на карте символами-напоминалочками. Мы по стандартной схеме внимательно осваиваем окружение в поисках множества предметов, открываем сокращённые пути к Святилищу, точки быстрых переходов между локациями, копим Слёзы искупления (очки для прокачки) и так далее.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Прелюдия с затягом (метроидвания)
Элементы метроидвании в Blasphemous реализованы нормально, хотя геймплейно чего-то нового в игру не привносят. Число быстрых переходов между локациями поначалу мизерное, и каждый новый найденный переход кажется манной небесной. Предметы для доступа к новым неоткрытым участкам (реликвии) нам выдают редко, их поиск требует внимания и логики. Мы можем, например, получить: объект, который создаёт в воздухе небольшие платформы; средство уменьшения, а затем и нейтрализации урона от ядовитого тумана; объект, который заставляет корни расти, образуя для нас мосты либо стены-лестницы. Игра не ведёт за ручку, долгое время даже цель игры малопонятна. Тем не менее, при первом прохождении я бы рекомендовал не торопиться бежать за гайдами в интернет, а внимательнее изучать карту. Когда вы найдёте все семь реликвий, поиск секретов самостоятельно станет в разы интереснее и проще, но до того надо запастись терпением.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Читы аметропии (карта)
Карта в игре минималистична, но информативна. Её внимательное изучение сильно облегчит прохождение. Мы видим общие очертания локаций, места для сохранения, прокачки, быстрого перемещения, пополнения здоровья, снятия вины — дебаффа за гибель в игре. У очертаний локаций на карте точно видны не пройденные нами проходы и не открытые участки. К сожалению, на маленьком экране телефона видны эти проходы слабо, уровня приближения карты не хватает, приходится присматриваться, что плохо. В виде не пройдённых нами проходов отображаются также потайные ходы, что важно. Обнаружить скрытые проходы самостоятельно сложно, потому такой дизайнерский чит с картой я считаю вполне приемлемым. Цветовой гаммой и наименованиями карта чётко разграничивает локации между собой, что удобно. На карте есть восемь типов символов-напоминалочек, чтобы отмечать себе недоступные участки.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Чарователь глубоких порталов (быстрое перемещение)
В игре поначалу мало средств быстрого перемещения. Система фаст тревела постепенно, неспеша обрастает новыми возможностями. Оперативно передвигаться по вертикали нам помогает лифт. Кабинки к лифту и их новые шахты мы находим по мере прохождения. Вторым средством являются порталы. Обычно они расположены на окраинах локаций, удалённых от вертикали лифтовых шахт. Разработчики постарались сделать структуру уровней такой, чтобы путь к средствам перемещения не превращался в лютого убийцу нашего времени. Для этого важно открывать локации полностью и находить множественные срезки путей. Также ощутимо поможет найденная молитва (спецуха) Мирабрас, которая возвращает протагониста к последнему посещённому Святилищу. А за подношение в двадцать тысяч Слёз искупления в церкви Альберо появляется возможность путешествовать между Святилищами, что сильно облегчает прохождение.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Качалка покаяния (прокачка)
Прокачка в игре поделена на несколько направлений: получение новых приёмов в храмах Mea Culpa, увеличение розария (магические чётки протагониста) и снабжение их колдовскими бусинами, смена сердцевины меча Mea Culpa, изучение новых молитв (спецударов), увеличение уровня рвения (маны для спецударов), а также — шкалы здоровья, числа и силы действия склянок желчи (аптечек). На первых этапах прохождения может сложиться впечатление, что вся прогрессия абсолютно бестолковая. На каждой новой локации урон и здоровье противников растёт, и наши апгрейды за ними не поспевают. В боях с боссами решает наш скил, а полученные молитвы, навешанные в розарий бусины и выученные нами приёмы против них бесполезны. Однако на деле прогрессия в игре неплохая, грамотная прокачка неспешно делает из нас такого себе Думгая — грозу демонов с мечом наперевес.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Плакучий убивец (приёмы)
Приёмы делятся на пять типов, каждый из которых можно прокачать на три единицы: удар с рывком, удар в падении, метание крови, мощный удар и серия из четырёх ударов. Прокачиваются приёмы в храмах Mea Culpa за валюту — Слёзы искупления. Получаем Слёзы искупления мы за убийство врагов и выполнение квестов. Все приёмы на начало игры поделены по уровням с первого по седьмой. Открыт для прокачки только первый уровень. Чем больше храмов Mea Culpa нами найдено в игре, тем больше уровней приёмов будет нам доступно для развития. Каких-то сложных комбо для приёмов в игре нет. Различные приёмы эффективны для разных противников и ситуаций, потому категорически не рекомендую их игнорировать. После их прокачки лично я пролетал уровни, чередуя один приём за другим, выбрав под каждый тип врага наиболее удобную мне быструю тактику устранения.
Маммопластика розария (бусины)
Изначально в розарии доступно две ячейки под бусины, число ячеек можно увеличить до восьми. Для этого необходимо находить на локациях предметы — Узелки из нити розария, которые после передавать персонажу по имени Соледад. Обнаружить этого персонажа не так сложно, но надо попылесосить локации, двигаясь по одной из дополнительных сюжеток. Бусины весьма полезно чередовать в розарии в зависимости от выбранных вами целей, посещаемых локаций и под разных врагов (в первую очередь, конечно, боссов). Они могут увеличивать здоровье, силу, защиту, рвение протагониста, содействовать заработку Слёз искупления, рвения или здоровья, снижать урон от яда, огня, магии или молний, добавлять магический урон при добивании, проявить невидимую полоску жизни у врагов и многое другое. Как минимум одна из них даже влияет на концовку. Всего в игре несколько десятков бусин.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Оружейный кардиолог (сердцевины Mea Culpa)
Сердцевины Mea Culpa (меча протагониста) меняем мы у Святилищ. Установить одновременно можно только одну сердцевину. Кроме того, в игре есть сердцевина, влияющая на концовку, которую снять после установки уже нельзя. Практически каждая сердцевина кроме баффа накидывает нам вдогонку дебафф. Собираем больше Слёз искупления — не можем использовать сосуды с желчью. Увеличиваем силу молитв (спецударов) — молитвы начинают требовать больше рвения. Ускоряем накопление рвения — уменьшается сила атаки. И так далее. Имеет смысл жонглировать сердцевинами в сцепке с бусинами в зависимости от задачи, которую мы ставим перед собой в данный момент. Например, если мы решили погриндить полянки со злыднями для быстрого заработка Слёз искупления, то грамотный подбор усилителей сэкономит нам кучу времени.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Хогвартс экстерном (молитвы)
Молитвой в игре называется магическая способность, которая расходует так называемую шкалу рвения. Рвение мы получаем за убийство врагов и теряем после смерти протагониста. Рвение расходуется быстро, шкала на первых этапах короткая и требует прокачки. Однако даже с прокачкой расход рвения большой и молитвы останутся лишь приятным дополнением к боёвке. Полноценным магом протагониста не сделать, но многократно усилить его колдунский потенциал можно увеличением шкалы рвения, поиском новых молитв, настройкой бусин и сердцевины меча Mea Culpa. После первой же гибели в босс-файте наше рвение снизится до нуля, а накопить его можно только убивая врагов. Колупание босса мечом рвение не добавляет. Пожертвование в десять тысяч Слёз искупления в церкви Альберо даст возможность восстанавливать рвение у Святилищ, что ощутимо поможет в схватках с главарями, когда вы делаете ставку на магию.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Здоровье есть — ума не надо (шкала жизни)
Увеличение шкалы здоровья, количества склянок желчи (аптечек) и силы их действия является важной частью прокачки персонажа. Если по максимуму развивать уровень жизни и аптечки, то босс-файты уже не будут составлять больших проблем. Так игра даёт геймерам выбирать сложность, и это отлично. Хочешь не шибко напряжённого слэшера — повышай шкалу жизни. Хочешь душного вызова своему скиллу — проходи игру персонажем с минимальным здоровьем. Увеличиваем полоску жизни мы у персонажа Леди Шести скорбей, каждый раз обнаруживая её в разных местах. Также сопутствуют увеличению здоровья бусины. Прокачка склянок желчи проводится у персонажа по имени Восход, при этом каждый раз он отбирает у нас одну склянку. То есть аптечки будут лечить эффективнее, но их количество будет меньше. Уровень здоровья мы можем восстанавливать у Святилищ и Сангвинических фонтанов (фонтанов рыданий). В обмен на здоровье мы можем увеличивать рвение.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Джелкинг греха (вина)
После каждой гибели протагониста увеличивается шкала его вины. Насколько я понял, по сюжету это шип сердцевины меча разрастается и, корнями оплетая меч, влияет на его свойства. С каждой смертью вина сокращает шкалу магических способностей главного героя, уменьшает скорость получения рвения и Слёз искупления. На месте гибели остаётся призрачная фигурка протагониста (фрагмент вины), подняв которую мы уменьшаем шкалу вины. У специальных статуй Исповедников за Слёзы искупления можно понижать уровень вины до нуля. Аналогичным образом искупление вины можно будет приобретать, а в дальнейшем и получать бесплатно в церкви Альберо, но для этого церковь надо будет прокачать, сделав соответствующее подношение. Разбив статую Исповедника, через портал с помощью специальной бусины можно попасть на арену. Арены нужны для прокачки шипа, накапливающего вину, что влияет на концовку.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Донейшн не по-детски (церковь Альберо)
Церковь Альберо является важным элементом развития, дверь в неё открывается по сюжету, не сразу. Для получения бонусов, типа возможности искупать вину, получения особенной бусины или облика, нам необходимо делать подношения Слезами искупления. Слёзы — важная валюта, которая расходуется также для прокачки персонажа. Игра никак не разъясняет, что мы получаем взамен и каков предел подношения в церкви. Это плохо. У каждого бонуса есть своя цена. Бонусы, насколько я понял, нам выдают с учётом суммы разового подношения, а не всех вкладов по накопительной. Чем большую цену мы вносим, тем больше бонусов получаем одновременно. Максимальный необходимый взнос для получения всех бонусов — сто тысяч. Из реально полезного за двадцать — открывается быстрое перемещение между Святилищами, за десять — Святилища начинают восстанавливать рвение.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Симулятор Берсерка (боёвка)
Боевая система в игре простая, рабочая и эффектная. Тут нет лишних элементов. Удар, рывок, прыжок, блок, добивание (казнь). Со временем к этому добавляются приёмы и магия. Наш блок кратковременный и требует попадания в тайминги. Тайминги щадящие с чёткими, понятными анимация. Рывок в бою лично мне показался эффективнее блока, не считая некоторых типов противников. Рывок требует восстановления. Его скорость, скорость восстановления и дальность можно улучшать, как, кстати, и блок. С отдельными типами врагов блок приводит к автоматической усиленной контратаке. При оглушении врага его можно добить. Добивания эффектны и кровавы, но продолжительны. Во время добивания протагонист не получает урон. Однако после казни противника нам легко может прилететь оплеуха от его коллеги. И вполне вероятно, что обойти этот удар не получиться.
Автор: The Game Kitchen, Team17
БДСМ-менторы (противники)
В игре свыше десятка боссов и несколько десятков типов врагов. Их исполнение мне понравилось во всех аспектах. Они хорошо прописаны геймплейно, требуют сильно разнообразить тактику, умеют удивлять в части изменения игрового процесса от одной локации к другой. Вызов, который они нам представляют, идёт в ногу с прокачкой персонажа. И речь не о растущем уровне здоровья, а о тактике боя, которую приходится постоянно пересматривать и усложнять, в том числе с учётом окружения и платформинговых участков. Тайминги врагов чётко прописаны и визуализированы, хитбоксы честны. Благодаря этому бои с ними дарят удовольствие, а не раздражение. Шикарно выполнены внешние образы, как рядовых противников, так и боссов. Это заметно сопутствует погружению в мрачную, тягучую атмосферу тёмного фэнтези.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Пики точёные и уступы гранёные (платформинг)
Платформинг изначально прост по своим механикам. Прыжок да выход силы на уступах — его основная формула. Цепляется за уступы протагонист нормально, дальность и высоту прыжка легко просчитать. Ни разу у меня не было, чтобы мне не засчитали зацеп за уступ либо прыжок, если я вижу, что достиг цели. В дальнейшем к паркуру добавляются карабканье по стенам, проваливающиеся с задержкой под ногами платформы, разнообразные ловушки, бои на платформах, смертельные ямы с кольями, переменный ветер, чью силу приходится учитывать, прерывистые облака ядовитого тумана, на скорости пересекающие локации, и многое другое. Найденные реликвии добавляют сюда материализующиеся из воздуха кровавые платформы, вырастающие стены и мосты, преодоление топей, а также возможность безнаказанно падать в смертельные пропасти. Так что платформинг прост поначалу, но весьма разнообразен и увлекателен в дальнейшем.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Мозговзрывательный злосяш (сюжет без лишних спойлеров)
Базовый сюжет в сцепке протагонист-антагонист, если в нём разобраться, ничем особым не выделяется. Добряш одолевает зарвавшегося злосяша, чтобы с гордостью выйти на пенсию. Правда, понятие добра и зла в игре полностью размыто, а подаётся сценарий в лучших традициях Миядзаки, то есть всё очень интересно, но ничего не понятно. Благо текста игра накидывает достаточно, и в диалогах, и в описании предметов, особенно в расширенном разделе «Предание», которое есть практически у каждой вещи. Если погружаться в этот текст, то в голове вырисовывается мозговзрывательный ЛОР невероятно жестокой вселенной мрачного тёмного фэнтези, а сверху накрывает глубиной множественных философских подтекстов. Мир Blasphemous является проекцией реальной истории Испании. Покопаться в судьбе давно усопших прообразов игры через фанатские Вики — это отдельный вид удовольствия.
Автор: The Game Kitchen, Team17
Шедевр уныния (выводы)
Blasphemous — качественная метроидвания старой школы. На начальных этапах прохождения она может показаться слишком неудобной и неуютной. При грамотной прокачке и внимательном изучении возможностей, уже ко второй половине скорость геймплея и прыжков между локациями вырастает разительно, а система быстрого перемещения становится очень удобна. Базовая формула боёвки и платформинга простая. Она заметно обрастает разнообразием по мере прохождения. Геймплей вдумчивый и драйвовый. Этому сопутствует большой бестиарий, интересные гейм- и левелдизайн. Сюжет по верхам может показаться банальным, однако если нырнуть в него глубже, то произведение приятно удивляет ЛОРом, персонажами и их историями. А в плане подсмыслов, философской глубины и работы с прообразами я искренне считаю игру шедевральной. Портирована на мобилки она добротно, лишь карта мелковата.Blasphemous в Google Play
Blasphemous в App Store
Blasphemous в Steam (ПК-версия)
Всем видеоигровым инквизиторам и читателям спасибо за внимание и доброго времени суток.
Если стиль повествования пришёлся по вкусу, и вы любите мобильный гейминг, то рекомендую также к ознакомлению блог «Симулятор нытика. Обзор мобильной «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл» + DLC «Лето '94».

Автор: The Game Kitchen, Team17