- Автор темы
- #1
Легендарные «Сумерки» снова на экранах — в честь 20-летия первой книги Стефани Майер серию картин о Белле Свон вернули в кинозалы практически по всему миру. Лично не проверял, но говорят, что в кинотеатрах аншлаги, несмотря на то, что фильмы франшизы поклонниками (или, правильнее, поклонницами?) пересмотрены вдоль и поперек, увидеть вампирские страсти на большом экране желающих достаточно. Я бы и сам с удовольствием пересмотрел сцену игры в бейсбол под песню Muse в кинозале, но уверен, что другие от такого «удовольствия» предпочтут отказаться. И зря! Сегодня я вам расскажу о том, как правильно смотреть «Сумерки» — франшиза обретает совершенно другие качества, если верно расставить акценты.
Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Вообще, мне это было странно с самого начала. Кино о вампирах и оборотнях по какой-то нелепой причине не является хоррором, а топчется на ниве подростковой романтики. Такого прежде не бывало — мифологических монстров в худшем случае отправляли в комедии, но не в мелодрамы. Тем не менее «Сумерки» поменяли правила игры — пять картин серии рассказывают о юной Белле, приехавшей к отцу в маленький городок Форкс, где девушка оказывается втянута в опасный мир странных персонажей. Фильмы многие критиковали, но авторов это не смутило — перед нами лирическая история любовного треугольника Человек-Вампир-Оборотень. И целевая аудитория была от этого в восторге.
Признаться честно, мне и самому нравится оригинальный фильм. Это не самое выдающееся, но вполне крепкое кино о взрослении. Героиня здесь переживает сразу несколько переломных моментов в своей жизни — Белла переезжает в другой город, вынуждена сойтись с ушедшим из семьи отцом, сталкивается со сложностями в школе, испытывает первую влюбленность, погружается в запретные тайны. Если очистить луковицу смыслов от шелухи мистицизма и фэнтезийности, то перед нами предстанет драма поиска своего пути во взрослую жизнь, осознания опасностей и ответственности нового этапа, первых шагов в самостоятельность и личную свободу. Под иным углом «Сумерки» могли бы стать артхаусом, нацеленным на «Оскары»…
Но сегодня — о другом. Я верну вас к мысли о том, что для фильма о вампирах и оборотнях в «Сумерках» как-то маловато ужасов. Действительно, это было осознанным решением создателей картины. Во-первых, романтическое настроение пронизывало первоисточник — книгу Стефани Майер. А во-вторых, кино было рассчитано на аудиторию, которой на прокушенные шеи и выпитую кровь смотреть рановато. В противовес хоррорам, где вампиров показывают кровожадными и ужасающими, «Сумерки» смягчают классическое представление простой, но подкупающей искренностью романтической линией. Это, собственно, и вызвало большие разногласия у публики — но способ вывести историю в правильное русло имеется.
Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Прежде всего, в фильмах уже есть потенциал хороших хорроров. Уже в самых первых «Сумерках» вампиры показаны умными и расчетливыми охотниками. Да, они не утаскивают в темноту одиноких путников, но вполне профессионально загоняют оленя в одной из первых сцен, и вообще Виктория и ее компания в Форксе регулярно выходит на тропу «добытчиков» животной пищи. Не будем забывать и о постоянном присутствии где-то рядом куда более сурового клана Вольтури, ищущего поводов для конфликта с семьей Калленов. Вся эта конструкция выглядит экспозицией к кровавому ужастику, но этот потенциал так и не будет реализован — вместо этого зрители следуют по руслу любви Беллы и Эдварда, попутно посмеиваясь над страданиями Джейкоба.
Впрочем, за всем этим есть необходимый жанровый слой, из которого формируется крепкое зловещее полотно восприятия. «Сумерки» постоянно напоминают о том, что и вампиры, и оборотни в Форксе и окрестностях являются очень могущественными существами, способными подавлять волю простых людей, наносить расчетливые удары по одиночке или атаковать толпой. А вспомните жуткую сцену наблюдения Эдварда за спящей Беллой — от нее по коже бегут не мурашки, а мурашищи! Но и здесь фильм умудряется увернуться от очевидного продолжения, выруливая в романтику. Чтобы по-настоящему испугаться, нам придется пойти на небольшой «подлог».
Давайте представим, что главный герой саги «Сумерки» — не Белла Свон, а… ее отец Чарли. Поскольку оригинальная история во многом построена на трансформации психологии взрослеющей девушки, отношения Беллы и Чарли оказываются если не враждебными, то натянутыми. Нужно отдать должное Майер — она сделала Свона не тираном или мерзавцем, которого стоит сразу вычеркнуть из жизни Беллы, наоборот, Чарли старается стать для дочери другом, оберегает и поддерживает ее. Но с точки зрения героини, а главное — зрителя — он остается помехой, преградой на новом пути, которым персонаж Кристин Стюарт движется. Это противопоставление делает Чарли Свона персонажем второстепенным и незаслуженно обделенным вниманием. А ведь он заслуживает того, чтобы быть главным.
Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Только вообразите себя на месте начальника полиции небольшого городка, к которому перебралась дочь-старшеклассница. Вот где настоящий ужас! Чарли — отец-одиночка, дочь отдаляется от него из-за странных навязчивых отношений, а на поднадзорной территории начинает происходить пугающая чертовщина. Я напомню лишь тезисно:
Вокруг Чарли постоянно происходят какие-то ужасы — друзья погибают или умирают раньше времени, люди из Форкса бесследно пропадают в лесах, в городе и окрестностях появляются чужаки весьма подозрительного вида. На этом фоне его дочь, которая после многих лет разлуки неожиданно снова оказалась под опекой Чарли, вдруг начинает встречаться с членом семейства «чужаков», к коим местные относятся с настороженностью. Сюжет франшизы укладывается всего в два года, но для Чарли Свона это оказываются самые шокирующие два года в его жизни. И в центре всего зловещего и ужасающего прямо или косвенно оказывается его собственная дочь.
Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Да, с точки зрения Беллы ее история любви с Эдвардом выглядит восхитительной сказкой, в которой есть место страсти, испытаниям, подвигам и настоящему счастью. Но для Чарли это токсичная зависимость совсем юной девушки, которая не может не вызывать беспокойство. Отец отчетливо видит, что «влюбленность» Беллы больше похожа на болезнь — она часто получает травмы и таинственно заболевает, когда проводит время в компании с Эдвардом, она впадает в депрессию в отсутствии «возлюбленного», потом «заболевает» (чтобы скрыть беременность), а после и вовсе исчезает, оставляя отца в неведении.
Финал для Чарли и вовсе становится сбивающим с ног — Белла возвращается со стремительно растущим младенцем и тайно удочеренным ребенком. Это нам понятна логика произошедшего, мы даже поддерживаем Беллу во всех ее действиях, а отец главной героини от такого шквала событий запросто может сойти с ума. Как минимум, здоровыми и счастливыми эти отношения Беллы и Эдварда ему не кажутся. На его глазах «жених» буквально подчинил себе волю девушки, возможно, применял силу (иначе откуда эти вечные синяки?), заставил импульсивно выйти за себя замуж, привел в семью чужую девочку. Это ровно такой поток событий, который обычно мы видим в криминальной хронике — образцовый пример абьюзивной, зависимой, токсичной связи. Готовая причина преступления на почве страсти или, наоборот, домашнего насилия.
Если смотреть фильмы глазами Чарли, «Сумерки» превращаются в самый настоящий фильм ужасов, в котором на глазах отца дочь становится пленницей властных чужаков-манипуляторов. Тут даже шокирующее превращение Джейкоба в волка уходит на десятый план — для Чарли должно быть невыносимо видеть, как ломается его девочка под давлением самовлюбленного, высокомерного, надменного и спесивого мальчишки из семейства таких же, как он заносчивых «аристократов». Вероятно, нервы отца не были бы расшатаны к финалу Саги, если бы Белла с ним говорила о том, что происходит в его жизни. Но мы ведь помним — дочь с самого начала была настроена против Чарли, она держала его на расстоянии и отказывала в доверии. И даже кончаются «Сумерки» очень показательно — ничего не объяснив, ставшая вампиром Белла снова бросает Чарли.
Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Будь это «правильный» фильм о вампирах, мы наверняка увидели бы в финале, как дьявольски хохочущая Белла обращается в летучую мышь и покидает дом отца. А Чарли, не выдержав того, что нечистая сила одержала верх, просто наложил бы на себя руки или погиб бы в неравной схватке с кем-то из Калленов, пытаясь предотвратить «трансформацию» дочери. Это была бы логичная точка в истории очередной победы темных сил над людьми. Но мы смотрим «девчачье» фэнтези — так что встреча девушки с вампирами в «Сумерках» заканчивается тем, что «жили они долго и счастливо». Так счастливо, что сломанная психика и расшатанные Чарли Свона его дочь нисколько не беспокоят…
Вряд ли вы броситесь пересматривать франшизу сразу после прочтения этого текста, такой цели у меня и не было. Но если однажды, переключая каналы, вы случайно наткнетесь на какую-то из частей «Сумерек», просто проведите у экрана некоторое время и попробуйте взглянуть происходящее глазами Чарли Свона — вас ожидают новые необычные впечатления. Делитесь ими в комментариях, а я переключусь на другие темы — они, поверьте, тоже будут необычными и увлекательными. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на этот канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!

Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Вообще, мне это было странно с самого начала. Кино о вампирах и оборотнях по какой-то нелепой причине не является хоррором, а топчется на ниве подростковой романтики. Такого прежде не бывало — мифологических монстров в худшем случае отправляли в комедии, но не в мелодрамы. Тем не менее «Сумерки» поменяли правила игры — пять картин серии рассказывают о юной Белле, приехавшей к отцу в маленький городок Форкс, где девушка оказывается втянута в опасный мир странных персонажей. Фильмы многие критиковали, но авторов это не смутило — перед нами лирическая история любовного треугольника Человек-Вампир-Оборотень. И целевая аудитория была от этого в восторге.
Признаться честно, мне и самому нравится оригинальный фильм. Это не самое выдающееся, но вполне крепкое кино о взрослении. Героиня здесь переживает сразу несколько переломных моментов в своей жизни — Белла переезжает в другой город, вынуждена сойтись с ушедшим из семьи отцом, сталкивается со сложностями в школе, испытывает первую влюбленность, погружается в запретные тайны. Если очистить луковицу смыслов от шелухи мистицизма и фэнтезийности, то перед нами предстанет драма поиска своего пути во взрослую жизнь, осознания опасностей и ответственности нового этапа, первых шагов в самостоятельность и личную свободу. Под иным углом «Сумерки» могли бы стать артхаусом, нацеленным на «Оскары»…
Но сегодня — о другом. Я верну вас к мысли о том, что для фильма о вампирах и оборотнях в «Сумерках» как-то маловато ужасов. Действительно, это было осознанным решением создателей картины. Во-первых, романтическое настроение пронизывало первоисточник — книгу Стефани Майер. А во-вторых, кино было рассчитано на аудиторию, которой на прокушенные шеи и выпитую кровь смотреть рановато. В противовес хоррорам, где вампиров показывают кровожадными и ужасающими, «Сумерки» смягчают классическое представление простой, но подкупающей искренностью романтической линией. Это, собственно, и вызвало большие разногласия у публики — но способ вывести историю в правильное русло имеется.

Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Прежде всего, в фильмах уже есть потенциал хороших хорроров. Уже в самых первых «Сумерках» вампиры показаны умными и расчетливыми охотниками. Да, они не утаскивают в темноту одиноких путников, но вполне профессионально загоняют оленя в одной из первых сцен, и вообще Виктория и ее компания в Форксе регулярно выходит на тропу «добытчиков» животной пищи. Не будем забывать и о постоянном присутствии где-то рядом куда более сурового клана Вольтури, ищущего поводов для конфликта с семьей Калленов. Вся эта конструкция выглядит экспозицией к кровавому ужастику, но этот потенциал так и не будет реализован — вместо этого зрители следуют по руслу любви Беллы и Эдварда, попутно посмеиваясь над страданиями Джейкоба.
Впрочем, за всем этим есть необходимый жанровый слой, из которого формируется крепкое зловещее полотно восприятия. «Сумерки» постоянно напоминают о том, что и вампиры, и оборотни в Форксе и окрестностях являются очень могущественными существами, способными подавлять волю простых людей, наносить расчетливые удары по одиночке или атаковать толпой. А вспомните жуткую сцену наблюдения Эдварда за спящей Беллой — от нее по коже бегут не мурашки, а мурашищи! Но и здесь фильм умудряется увернуться от очевидного продолжения, выруливая в романтику. Чтобы по-настоящему испугаться, нам придется пойти на небольшой «подлог».
Давайте представим, что главный герой саги «Сумерки» — не Белла Свон, а… ее отец Чарли. Поскольку оригинальная история во многом построена на трансформации психологии взрослеющей девушки, отношения Беллы и Чарли оказываются если не враждебными, то натянутыми. Нужно отдать должное Майер — она сделала Свона не тираном или мерзавцем, которого стоит сразу вычеркнуть из жизни Беллы, наоборот, Чарли старается стать для дочери другом, оберегает и поддерживает ее. Но с точки зрения героини, а главное — зрителя — он остается помехой, преградой на новом пути, которым персонаж Кристин Стюарт движется. Это противопоставление делает Чарли Свона персонажем второстепенным и незаслуженно обделенным вниманием. А ведь он заслуживает того, чтобы быть главным.

Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Только вообразите себя на месте начальника полиции небольшого городка, к которому перебралась дочь-старшеклассница. Вот где настоящий ужас! Чарли — отец-одиночка, дочь отдаляется от него из-за странных навязчивых отношений, а на поднадзорной территории начинает происходить пугающая чертовщина. Я напомню лишь тезисно:
- В «Сумерках» при странных обстоятельствах погибает друг Чарли Вэйлон, Белла едва не попадает под машину, ссорится с отцом и сбегает из города. В итоге дочь попадает в больницу.
- В «Новолунии» умирает друг Чарли Гарри, Белла сперва пропадает в лесу, потом полгода не выходит из депрессии, страдает от кошмаров, но неожиданно срывается с места ради поездки в Италию.
- В «Затмении» число случаев исчезновений в лесах растет, Чарли все больше тревожит болезненная зависимость Беллы от Эдварда. В финале дочь вопреки мнению отца обручается с Калленом.
- В первой части «Рассвета» дочь Чарли выходит замуж, как только ей стукнуло 18. Уже во время медового месяца у Беллы проявляются признаки беременности, но вместо наблюдения у врача она отправляется в Швейцарию.
- Во втором «Рассвете» Чарли становится свидетелем обращения Джейкоба, его дочь становится «другой», но не объясняет почему, наконец, в семье Эдварда и Белы появляется приемная дочь.
Вокруг Чарли постоянно происходят какие-то ужасы — друзья погибают или умирают раньше времени, люди из Форкса бесследно пропадают в лесах, в городе и окрестностях появляются чужаки весьма подозрительного вида. На этом фоне его дочь, которая после многих лет разлуки неожиданно снова оказалась под опекой Чарли, вдруг начинает встречаться с членом семейства «чужаков», к коим местные относятся с настороженностью. Сюжет франшизы укладывается всего в два года, но для Чарли Свона это оказываются самые шокирующие два года в его жизни. И в центре всего зловещего и ужасающего прямо или косвенно оказывается его собственная дочь.

Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Да, с точки зрения Беллы ее история любви с Эдвардом выглядит восхитительной сказкой, в которой есть место страсти, испытаниям, подвигам и настоящему счастью. Но для Чарли это токсичная зависимость совсем юной девушки, которая не может не вызывать беспокойство. Отец отчетливо видит, что «влюбленность» Беллы больше похожа на болезнь — она часто получает травмы и таинственно заболевает, когда проводит время в компании с Эдвардом, она впадает в депрессию в отсутствии «возлюбленного», потом «заболевает» (чтобы скрыть беременность), а после и вовсе исчезает, оставляя отца в неведении.
Финал для Чарли и вовсе становится сбивающим с ног — Белла возвращается со стремительно растущим младенцем и тайно удочеренным ребенком. Это нам понятна логика произошедшего, мы даже поддерживаем Беллу во всех ее действиях, а отец главной героини от такого шквала событий запросто может сойти с ума. Как минимум, здоровыми и счастливыми эти отношения Беллы и Эдварда ему не кажутся. На его глазах «жених» буквально подчинил себе волю девушки, возможно, применял силу (иначе откуда эти вечные синяки?), заставил импульсивно выйти за себя замуж, привел в семью чужую девочку. Это ровно такой поток событий, который обычно мы видим в криминальной хронике — образцовый пример абьюзивной, зависимой, токсичной связи. Готовая причина преступления на почве страсти или, наоборот, домашнего насилия.
Если смотреть фильмы глазами Чарли, «Сумерки» превращаются в самый настоящий фильм ужасов, в котором на глазах отца дочь становится пленницей властных чужаков-манипуляторов. Тут даже шокирующее превращение Джейкоба в волка уходит на десятый план — для Чарли должно быть невыносимо видеть, как ломается его девочка под давлением самовлюбленного, высокомерного, надменного и спесивого мальчишки из семейства таких же, как он заносчивых «аристократов». Вероятно, нервы отца не были бы расшатаны к финалу Саги, если бы Белла с ним говорила о том, что происходит в его жизни. Но мы ведь помним — дочь с самого начала была настроена против Чарли, она держала его на расстоянии и отказывала в доверии. И даже кончаются «Сумерки» очень показательно — ничего не объяснив, ставшая вампиром Белла снова бросает Чарли.

Автор: Catherine Hardwicke Источник: www.imdb.com
Будь это «правильный» фильм о вампирах, мы наверняка увидели бы в финале, как дьявольски хохочущая Белла обращается в летучую мышь и покидает дом отца. А Чарли, не выдержав того, что нечистая сила одержала верх, просто наложил бы на себя руки или погиб бы в неравной схватке с кем-то из Калленов, пытаясь предотвратить «трансформацию» дочери. Это была бы логичная точка в истории очередной победы темных сил над людьми. Но мы смотрим «девчачье» фэнтези — так что встреча девушки с вампирами в «Сумерках» заканчивается тем, что «жили они долго и счастливо». Так счастливо, что сломанная психика и расшатанные Чарли Свона его дочь нисколько не беспокоят…
Вряд ли вы броситесь пересматривать франшизу сразу после прочтения этого текста, такой цели у меня и не было. Но если однажды, переключая каналы, вы случайно наткнетесь на какую-то из частей «Сумерек», просто проведите у экрана некоторое время и попробуйте взглянуть происходящее глазами Чарли Свона — вас ожидают новые необычные впечатления. Делитесь ими в комментариях, а я переключусь на другие темы — они, поверьте, тоже будут необычными и увлекательными. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на этот канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!