- Автор темы
- #1
Эпоха 90-х в России — время слома, хаоса и болезненного поиска себя. Современные режиссеры, часто опираясь на личные воспоминания или документальные свидетельства, показывают ее не через романтизацию бандитской эстетики, а через ломку судеб, моральные тупики и повседневную борьбу за выживание. Эти фильмы — не ностальгия, а попытка понять, как время формировало людей, а люди — время.
Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Подмосковье, конец 90-х. Группа подростков снимает клипы на VHS-камеру, мечтая вырваться из серости. Их путь — столкновение с первыми наркотическими веществами, криминалом и жестокостью взрослого мира через призму поп-культуры.
Фильм стал визуальной энциклопедией молодежных 90-х: кассетные магнитофоны, треники Adidas, музыка «Наутилуса». Но под ностальгическим фасадом — горькое взросление: герои понимают, что их мечты о славе разбиваются о реальность провинции.
Кинопоиск: 6.0
Автор: Марс Медиа Энтертейнмент Источник: www.kinopoisk.ru
Провинциалка Маша (Анна Чиповская) приезжает в Москву 1997 года, попадая в мир гламурных показов и подпольных цеховиков. Ее наивность сталкивается с цинизмом «новых русских» и коррупцией.
Контраст между показным шиком и нищетой — главная метафора фильма. Рестораны с золотыми унитазами и старушки, торгующие семечками у метро; первая «иномарка» и разбитые дороги. Эпоха показана как театр масок, где все играют роли.
Кинопоиск: 6.2
Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Санкт-Петербург, середина 90-х. Ветеран Афганистана (Михаил Скрябин), работающий кочегаром, пишет рассказ на печатной машинке, пока бывшие сослуживцы-бандиты не втягивают его в преступный мир.
Балабанов показывает распад общества через предательство близких. Сцена, где герой сжигает трупы в топке, — аллегория сгорания человечности в эпоху «дикого капитализма»
Кинопоиск: 6.8
Автор: Ленфильм Источник: www.kinopoisk.ru
Нальчик, 1998 год. Еврейская семья Капланов погружается в кошмар, когда младшего сына и его невесту похищают с целью выкупа. Старший сын Ави (Артем Цыпин) вынужден искать деньги в атмосфере провинциальной клаустрофобии, бытового антисемитизма и нарастающей паники.
Фильм Кантемира Балагова — мастерский портрет бытового ада: тесные квартиры, гул рынка, бандитские «разборки» на фоне выцветших хрущевок. Здесь 90-е — не экшен, а удушающая реальность, где даже воздух пропитан страхом и безысходностью.
Кинопоиск: 6.8
Автор: ВГИК-Дебют Источник: www.kinopoisk.ru
Заводской поселок, 1998 год. «Бык» (Юрий Борисов), чтобы спасти семью от голода, втягивается в мир бандитов, «крышующих» разваливающееся предприятие. Его путь — от отчаянного насилия к попытке сохранить остатки человечности.
Борисов создает образ «маленького человека», раздавленного системой. Фильм шокирует откровенностью: избиения за долги, торговля органами, животный страх. Режиссер Борис Акопов показывает, как криминал стал естественной средой выживания, а мораль — роскошью.
Кинопоиск: 6.9
Автор: ВГИК-Дебют Источник: www.kinopoisk.ru
Витька (Евгений Ткачук) везёт парализованного отца-уголовника (Алексей Серебряков) в интернат, но их путь превращается в криминальное роуд-муви по российской глубинке.
Фильм — метафора невозможности убежать от прошлого. Даже в глухом карьере герои натыкаются на бандитов, словно 90-е — это болото, затягивающее обратно. Сцена с пистолетом у песчаного обрыва — кульминация абсурда.
Кинопоиск: 7.2
Автор: Мосфильм Источник: www.kinopoisk.ru
Стремление отца спасти дочь, которая стала зависима от героина, приводит его к знакомству с теневым миром Санкт-Петербурга. Не полагаясь на полицию, он вместе с другом начинает распутывать паутину наркоторговцев, надеясь остановить волну наркомании, захлестнувшую город в девяностые годы.
Фильм исследует распад семейных связей на фоне эпохи. Сцена «разборки» в ночном клубе под техно-хит «Кар-Мэн» — аллегория абсурдного насилия времени. Здесь 90-е — фон для драмы о невозможности искупления.
Кинопоиск: 7.2
Автор: Эталон-фильм Источник: www.kinopoisk.ru
Путь Платона Маковского (Владимир Машков) от фарцовщика джинсами до империи, построенной на обмане, предательстве и связях с Кремлём. Взлёт и падение «хозяина жизни».
Фильм Павла Лунгина — портрет системы, где всё продаётся. Сцена с аукционом завода («Кто даст больше? Я даю вечность!») — символ времени: деньги как религия, власть как наркотик. Здесь нет героев — только проигравшие, даже у «победителей».
Кинопоиск: 7.3
Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Мелкие бандиты крадут чемодан с фальшивыми долларами, приняв их за «общак» мафии. Погоня за мифическим богатством оборачивается кровавым абсурдом.
Балабанов снимает гимн хаосу через чёрную комедию. Герои бегают по замкнутому кругу: воруют у воров, убивают убийц.
Кинопоиск: 7.3
Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Две непримиримые сводные сестры — подросток Света и младшая Дина — бегут через криминальный Петербург и леса Ленобласти от бандитов, преследующих их отца-авторитета. Их вынужденное путешествие превращается в жестокий урок выживания в реалиях 90-х.
Фильм Сергея Бодрова-мл. — уникальный взгляд на эпоху глазами детей, где стрельба в тире и попрошайничество на вокзале становятся частью взросления.
Кинопоиск: 7.8
10. Клипмейкеры (2022)

Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Подмосковье, конец 90-х. Группа подростков снимает клипы на VHS-камеру, мечтая вырваться из серости. Их путь — столкновение с первыми наркотическими веществами, криминалом и жестокостью взрослого мира через призму поп-культуры.
Фильм стал визуальной энциклопедией молодежных 90-х: кассетные магнитофоны, треники Adidas, музыка «Наутилуса». Но под ностальгическим фасадом — горькое взросление: герои понимают, что их мечты о славе разбиваются о реальность провинции.
Кинопоиск: 6.0
9. Маша (2020)

Автор: Марс Медиа Энтертейнмент Источник: www.kinopoisk.ru
Провинциалка Маша (Анна Чиповская) приезжает в Москву 1997 года, попадая в мир гламурных показов и подпольных цеховиков. Ее наивность сталкивается с цинизмом «новых русских» и коррупцией.
Контраст между показным шиком и нищетой — главная метафора фильма. Рестораны с золотыми унитазами и старушки, торгующие семечками у метро; первая «иномарка» и разбитые дороги. Эпоха показана как театр масок, где все играют роли.
Кинопоиск: 6.2
8. Кочегар (2010)

Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Санкт-Петербург, середина 90-х. Ветеран Афганистана (Михаил Скрябин), работающий кочегаром, пишет рассказ на печатной машинке, пока бывшие сослуживцы-бандиты не втягивают его в преступный мир.
Балабанов показывает распад общества через предательство близких. Сцена, где герой сжигает трупы в топке, — аллегория сгорания человечности в эпоху «дикого капитализма»
Кинопоиск: 6.8
7. Теснота (2017)

Автор: Ленфильм Источник: www.kinopoisk.ru
Нальчик, 1998 год. Еврейская семья Капланов погружается в кошмар, когда младшего сына и его невесту похищают с целью выкупа. Старший сын Ави (Артем Цыпин) вынужден искать деньги в атмосфере провинциальной клаустрофобии, бытового антисемитизма и нарастающей паники.
Фильм Кантемира Балагова — мастерский портрет бытового ада: тесные квартиры, гул рынка, бандитские «разборки» на фоне выцветших хрущевок. Здесь 90-е — не экшен, а удушающая реальность, где даже воздух пропитан страхом и безысходностью.
Кинопоиск: 6.8
6. Бык (2019)

Автор: ВГИК-Дебют Источник: www.kinopoisk.ru
Заводской поселок, 1998 год. «Бык» (Юрий Борисов), чтобы спасти семью от голода, втягивается в мир бандитов, «крышующих» разваливающееся предприятие. Его путь — от отчаянного насилия к попытке сохранить остатки человечности.
Борисов создает образ «маленького человека», раздавленного системой. Фильм шокирует откровенностью: избиения за долги, торговля органами, животный страх. Режиссер Борис Акопов показывает, как криминал стал естественной средой выживания, а мораль — роскошью.
Кинопоиск: 6.9
5. Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов (2017)

Автор: ВГИК-Дебют Источник: www.kinopoisk.ru
Витька (Евгений Ткачук) везёт парализованного отца-уголовника (Алексей Серебряков) в интернат, но их путь превращается в криминальное роуд-муви по российской глубинке.
Фильм — метафора невозможности убежать от прошлого. Даже в глухом карьере герои натыкаются на бандитов, словно 90-е — это болото, затягивающее обратно. Сцена с пистолетом у песчаного обрыва — кульминация абсурда.
Кинопоиск: 7.2
4. Родитель (2021)

Автор: Мосфильм Источник: www.kinopoisk.ru
Стремление отца спасти дочь, которая стала зависима от героина, приводит его к знакомству с теневым миром Санкт-Петербурга. Не полагаясь на полицию, он вместе с другом начинает распутывать паутину наркоторговцев, надеясь остановить волну наркомании, захлестнувшую город в девяностые годы.
Фильм исследует распад семейных связей на фоне эпохи. Сцена «разборки» в ночном клубе под техно-хит «Кар-Мэн» — аллегория абсурдного насилия времени. Здесь 90-е — фон для драмы о невозможности искупления.
Кинопоиск: 7.2
3. Олигарх (2002)

Автор: Эталон-фильм Источник: www.kinopoisk.ru
Путь Платона Маковского (Владимир Машков) от фарцовщика джинсами до империи, построенной на обмане, предательстве и связях с Кремлём. Взлёт и падение «хозяина жизни».
Фильм Павла Лунгина — портрет системы, где всё продаётся. Сцена с аукционом завода («Кто даст больше? Я даю вечность!») — символ времени: деньги как религия, власть как наркотик. Здесь нет героев — только проигравшие, даже у «победителей».
Кинопоиск: 7.3
2. Жмурки (2005)

Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Мелкие бандиты крадут чемодан с фальшивыми долларами, приняв их за «общак» мафии. Погоня за мифическим богатством оборачивается кровавым абсурдом.
Балабанов снимает гимн хаосу через чёрную комедию. Герои бегают по замкнутому кругу: воруют у воров, убивают убийц.
Кинопоиск: 7.3
1. Сёстры (2001)

Автор: Кинокомпания CTB / СТВ Источник: www.kinopoisk.ru
Две непримиримые сводные сестры — подросток Света и младшая Дина — бегут через криминальный Петербург и леса Ленобласти от бандитов, преследующих их отца-авторитета. Их вынужденное путешествие превращается в жестокий урок выживания в реалиях 90-х.
Фильм Сергея Бодрова-мл. — уникальный взгляд на эпоху глазами детей, где стрельба в тире и попрошайничество на вокзале становятся частью взросления.
Кинопоиск: 7.8